читать дальшеПонятие рефлекса (по латыни — отражение) в науку ввел французский ученый Рене Декарт. Но его взгляды, на тот момент, были еще наивны и противоречивы.
Рефлекторная теория психики - теория психологии, базирующаяся на том, что
в основе психики лежит отражение внешнего мира. Основы Р.Т.П. были заложены
И.М. Сеченовым, утверждавшим, что "...все акты сознательной и бессознательной
жизни по способу происхождения суть рефлексы". Экспериментально она была
развита И.П. Павловым и теоретически с позиции психологии уточнена С.Л.
Рубинштейном (1946). Согласно Р.Т.П., рефлекс есть ответ организма на внешнее
или внутреннее раздражение, осуществляемый при помощи нервной системы.
Существует большое количество разнообразных рефлексов, начиная от элементарных
ответов организма до весьма сложных, состоящих из целой серии следующих друг за
другом отдельных актов. С помощью рефлексов обеспечивается взаимодействие между
отдельными частями организма и его органами и взаимодействие организма с
окружающей средой. Р.Т.П. была использована представителями бихевиоризма для
обоснования процесса обучения языку как овладения системой речевых навыков в
ответ на предъявляемые стимулы. В учебном процессе применяются опоры как на
безусловные, так и на условные рефлексы. Последние приобретаются в процессе
обучения.
Безусловный рефлекс - наследственно закрепленная стереотипная форма
реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или изменение
внутренней среды организма. В отличие от условных рефлексов, служащих
приспособлению организма к условиям внешнего мира, безусловный рефлекс
обеспечивает приспособление к относительно постоянным условиям. Однако в чистом
виде безусловный рефлекс практически не существует - на его основе
надстраиваются сложные системы условных рефлексов, определяющих в единстве с
безусловным рефлексом гибкость и динамизм поведения.
Условный рефлекс - Рефлекс, в результате образования которого
раздражитель, прежде не вызывающий соответствующей реакции, начинает ее
вызывать, становясь сигнальным (условным, т.е. обнаруживающимся при
определенных условиях) раздражителем. В настоящее время принято представление о
механизме условного рефлекса как о сложной функциональной системе с обратной
связью. У человека наряду с первой сигнальной системой, порождаемой
воздействиями среды, существует вторая сигнальная система, где в качестве
условного раздражителя выступает слово - "сигнал сигналов" (по И. П. Павлову).
1. ВКЛАД И.П.ПАВЛОВА И А.Р.ЛУРИЯ В ТЕОРИЮ
Рефлекторная теория психики, лежащая в основе современной психологии, дала
возможность объяснить зависимость изменения умственной работоспособности
детей, перенесших те или иные заболевания нервной системы, от их воспитания и
обучения. Возникла более оптимистическая оценка перспектив психического
развития умственно отсталых детей.
Поскольку болезнь центральной нервной системы ребенка представляет собой
сочетание органических и функциональных нарушений (разрушение некоторых
клеток коры мозга и изменение силы и подвижности нервных процессов), можно
ликвидировать или ослабить эти функциональные нарушения нервных процессов,
соответствующим образом организовав обучение и воспитание учащихся
вспомогательной школы. Так, например, оказывается возможным преодолевать
такие особенности поведения детей, как несдержанность, несобранность,
отвлекаемость внимания и т.д., формируя и укрепляя процесс внутреннего
торможения.
Таким образом, перестройка психологии умственно отсталого ребенка на основе
учения академика И.П. Павлова способствовала дальнейшему углублению понимания
умственной отсталости. Стали понятнее физиологические механизмы нарушения
познавательной деятельности (слабость замыкательной функции коры, склонность
к охранительному торможению, инертность нервных процессов и т.д.).
Очень важные исследования особенностей высшей нервной деятельности умственно
отсталых и иных аномальных детей, выполненные профессором А.Р. Лурия и его
многочисленными сотрудниками и учениками, а также работы М.С. Певзнер, В.И.
Лубовского и их сотрудников обогатили психологию умственно отсталых детей.
...Постоянную связь внешнего агента с ответной на него деятельностью организма законно назвать безусловным рефлексом, а временную - условным рефлексом... Временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же-и психическое - то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений, или из букв, слов и мыслей»*.
Теперь ясно, что психические функции осуществляются условными рефлексами, из которых складывается высшая нервная деятельность, а более простые ее функции - безусловными рефлексами, составляющими низшую нервную деятельность. Описанный выше у собаки рефлекс (звук - слюноотделение) есть условный рефлекс первого порядка. Но значение условно-рефлекторной деятельности увеличивается возможностью образования так называемых рефлексов высшего (второго, третьего и т.д.) порядка, оказывается, что если первый условный рефлекс будет достаточно прочен, то при известных обстоятельствах через некоторое время он также может стать условным раздражителем. Связь «звонок - слюноотделение» будет в этом случае рефлексом уже второго порядка. Существуют и более сложные рефлексы. Рефлекс второго порядка может образоваться только на базе достаточно прочного рефлекса первого порядка. Вначале же всякий только что образовавшийся рефлекс не прочен и легко нарушается. Любой внешний раздражитель, например тот же звонок, данный вместе или сразу после света, вызывает прекращение выделения слюны - тормозит рефлекс. Такое торможение рефлекса под влиянием другого раздражителя И.П. Павлов назвал внешним торможением.
Иррадиация, концентрация и взаимная индукция нервных процессов образуют ту смену возбуждения и торможения, которую И.П. Павлов назвал функциональной мозаикой коры головного мозга или корковой нейродинамикой. Система условных рефлексов, связанная в одно целое и проявляющаяся в результате одного пускового сигнала, И.П. Павловым была названа динамическим стереотипом, который является физиологическим механизмом навыков и привычек. Человеку, попадающему в новые условия, приходится ломать ранее сложившийся у него стереотип и создавать новый. Это процесс, требующий иногда большого нервного труда, о чем нельзя забыть, будучи работником юридического труда.
В конце своей жизни И.П. Павлов заложил основу учения о второй сигнальной системе действительности. Так, наблюдая за рассудочным поведением высших обезьян, И.П. Павлов пришел к выводу, что кроме безусловных и условных рефлексов есть и третий их вид, который он назвал каузальным рефлексом. Когда обезьяна строит вышку, чтобы достать плод, то это «условным рефлексом» назвать нельзя, говорил он. Это есть случай образования знания, уловления нормальной связи вещей. Это - другой случай. Тем самым создатель учения об условных рефлексах еще более углубил рефлекторную теорию психики.
Наиболее творчески развил мысль своего учителя П.К. Анохин, который впервые в нашей стране начал разрабатывать идею обратной связи, доказав при этом, что рефлекторная дуга есть рефлекторное кольцо, замыкающее ряд рефлексов в спираль.
Учение о высшей нервной деятельности, о развитии психики является естественнонаучной основой всех психологических наук, в том числе и юридической психологии.